8-800-333-9063
КомпанияО компанииКонтактыНаши дилерыСтать дилеромСтать поставщикомНовостиКейсыТорговые маркиИнвесторам - Устав и внутренние документы - Финансовая отчетность - Финансовые показатели - Эмиссионные документы - Годовые отчеты - Отчеты эмитента - Календарь инвестора - Котировки ценных бумаг - СообщенияИнсайдерамПресса о насПартнеры о насКоманда - Сотрудники - РуководствоРассылкиПроизводствоНанесение логотипаСтоимость нанесенияТех требования - Проблемы в макетахШелкографияФлексВышивкаТампопечатьУФ-печатьНадглазурная декольЛазерная гравировкаТиснениеСублимационная печатьИзготовление наклеекЦифровая печатьПрямая печать на тканиПолноцветная печать с трансферомUV DTF печатьКастомизацияПечать на лентахИзготовление мерчаВязание с логотипомПомощьЧастые вопросыКак купить? - Юр. лицам - Физ. лицам - РитейлерамУсловия поставокДоставка и самовывоз - Дополнительные услуги - Транспортные компании - Справочная информацияОбязательная маркировкаИнструкции по уходуСертификат OEKO-Tex
войти

Антрополог Станислав Дробышевский о «первобытных» подарках

Расшифровка интервью Станислава Дробышевского «Проекту 111», опубликованного 5 марта 2018 года в рамках проекта «Без повода».

0:25 Когда люди стали достаточно разумными, чтобы ценить какие-то особые вещи, они видимо стали друг другу что-то дарить. Бывает это трудно определить, потому что если сидят охотники-собиратели рядышком и один другому подарил каменный топор, мы про это никогда ничего не узнаем. Мы найдем каменный топор. А уж дарили его или нет? Поэтому нам приходится это узнавать, когда находятся вещи очень специфические. 

0:50 Древнейшие такие примеры восходят едва ли не к нижнему палеолиту, когда есть какие-то штуковинки красивенькие-клевенькие, обнаруженные за десятки, а иногда и сотни километров от того места, откуда они в принципе могли бы взяться. Например, в Индии есть пещера Sinsgi Talav, где найдены кристаллы кварца, которые были сколлекционированы и принесены в эту пещеру. Может быть, кто-то любил красивые блестящие штучки и их собирал старательно, а может быть, он не просто собирал, а выменивал. 


Наскальные рисунки в пещере Бхимбетка, Индия (источник: Raveesh Vyas, wikimedia.org)

1:20 Мена — это не совсем подарки, конечно, но для первобытного человека это примерно одно и то же. Как нам показывает этнография, понятия «подарок» и «обмен» — это практически синонимы. Я тебе что-то дарю, а в обмен жду, между делом, что что-то будет. Может быть, не сегодня, даже не через месяц, но когда-нибудь мне это в любом случае вернется. 

На этом в немалой степени стоит вся первобытная экономика и первобытное общение. То есть, каждый человек готов с другими поделиться в любой момент (со знакомыми, по крайней мере), но при этом знает, что когда ему что-то надо будет, он сможет это получить от этих самых облагодетельствованных ранее соратников, сородичей. 

 2:10 В более позднее время такие вещи становятся еще более очевидными. Вот Индия, Бхимбетка, это 300-400 лет назад. А в развитом виде, вероятно, такие подарки встречаются с появлением современного человека Homo sapiens. И тоже это экзотические штучки, например, в Костенках у нас под Воронежем найдены раковины каури, которые принесены с какого-то моря. А ближайшее море до Воронежа, в какую сторону ни посмотри, все равно далеко. Это тоже результат какого-то далекого обмена и передаривания вещей разным людям. 


Погребение в Сунгире (источник: popmech.ru)


Погребение в Сунгире (источник: archeonews.ru)

2:46 То же самое кристаллы кварца. Например, они найдены в погребении в Сунгире в городе Владимире, под 30 тысяч лет датировка. Но во Владимире нет кварца, то есть, опять же откуда-то кто-то выменял, принес.

3:00 Ценность у древних людей измерялась не совсем нашими категориями. Например, в Италии, в Arene Candide найдено погребение подростка, который весь облачен в кучу всяких замечательных вещей. У него шапочка расшита ракушечками, у него четыре так называемых «жезла начальника» из рога лося — это они на месте сделали. Но у него есть подвеска из бивня мамонта. Она с виду не ахти, но это подвеска из бивня мамонта! Мамонты в этом месте тогда не водились. В руке у этого же товарища зажата пластина длиной 26 сантиметров из черного кремня, принесенного аж за 300 километров из Франции. И наверно, она перешла не через одни руки. Можно, конечно, предположить, что это был марш-бросок каких-то охотников за кремнем, они сходили и принесли назад — может быть.


Погребение в Arene Candide (источник: iipp.it)

Но скорее, это были обмены между племенами. Тем более, что подобные пластины есть в Гримальди, это тоже северная Италия. Там тоже в погребениях такие пластины лежат, тоже принесенные из Франции, издалека. 

4:15 В некоторых случая мы можем еще более уверенно говорить о подарках. Самый мой любимый пример, который, как я знаю, уже «пошел в народ», это пример с женщиной с Сен-Жермен-ла-Ривьер. Это пещера, вернее, навес, во Франции, где погребена была женщина в скорченном положении. И тоже много всего интересного с ней похоронено. Над ней сделано что-то вроде дольмена с подпорками, рядом череп бизона, раскрашенный охрой, еще какие-то финтифлюшки. Но самое главное, что где-то в тазовой части этой женщины найдено несколько десятков зубов, а именно клыков благородных оленей с просверленными дырочками. Видимо, передник был из клыков благородного оленя. 


Погребение женщины в Сен-Жермен-ла-Ривьер (источник: journals.openedition.org)

Секрет заключается в том, что ближайшие благородные олени водились на 200 километров южнее, в Пиренеях, А Сен-Жермен-ла-Ривьер — это Франция, южная, но далеко от этого места.

5:10 Еще добавляет интереса, что клыки у оленей бывают редко. Олени — это парнокопытные зверюшки, клыки у них иногда бывают рудиментарные, как у нас копчик или аппендикс. Но чтобы насобирать (а у нее 50-60, я сейчас точно цифру не помню, но их десятки) клыков, причем видно по их износу, что они не в один присест собирались, это результат большого труда; а еще на зубах сделаны крестики, царапинки, значки нарисованы, видимо, кто-то там это еще и отмечал… 


Состав «передника» женщины из Сен-Жермен-ла-Ривьер (источник: journals.openedition.org)

И эта женщина получила этот вот набор — богатейшая, дорогущая, на самом деле, штука. Скорей всего, это был шикарный именно подарок. Может быть, у нее был воздыхатель, который бегал в Пиренеи за 200 километров, бил оленей сотнями, судя по всему (если в проценты пересчитать, ведь чтобы получить один клык, надо добыть сколько-то оленей без клыка). Это были дремучие времена, но саблезубых оленей даже тогда не было, шерстистых, пещерных, гигантских. А были обычные — благородные! Клык у оленя небольшой, надо сказать, и в нем сделать аккуратно дырочку тоже задачка! Можно еще прикинуть, что какая-то часть у них поломалась, когда они ковыряли, тогда этот процент еще растет. Такая вещь, наверно, была великой ценностью. А за что ей досталась такая шикарная вещь? Вопрос, конечно, но скорей всего, потому что она кому-то нравилась. А как еще это объяснить? Наверно она чувствовала себя счастливой, когда это получила, ну и с ней это в могилу ушло.

7:01 Между прочим, наши предки не были жадными. Они могли скандалить, убивать друг друга, а вот жадности как понятия, скорей всего, у них не было. Потому что в погребениях находятся шикарные вещи, явно для них очень дорогие и ценные, но они не отнимали у покойника. Это ему принадлежит, пусть у него и остается. И из этнографии это известно. Охотники-собиратели современные (например, племя хадза в Танзании, которое изучает Марина Львовна Бутовская), у них есть вещи, которые им нужны, но если их избыток, а почему бы и не дать другому? В чем проблема? И таких обычаев много в простецком исполнении, а иногда они уже в более развитых культурах, не совсем охотников-собирателей, перерастают во что-то большее. 


Хадза — эгалитарные охотники-собиратели (фото Бутовской М.Л., источник: genebiology.ru)

7:59 Очень известный обычай потлача у северо-американских индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Когда индейцы коллекционировали всякие ценные вещи — одеяла, циновки, иглы дикобраза, вампумы, само собой лосось вяленый — а потом устраивался потлач. Это событие, когда владелец этого богатства раздает все народу. Причем, часто раздает не только родственникам-знакомым, а даже и врагам. 

И чем больше он раздаст, тем он круче. Уважение к человеку и ценность человека росли пропорционально его щедрости. 

Потлач — это ни в коем случае не обязанность, никто не обязан устраивать потлач. Просто это так принято. Просто у человека есть много и ему приятно подарить другим людям.

9:00 Всегда стоит помнить, что у каждого человека есть самомнение, и надо его как-то поднимать. Можно поднимать разными способами. Можно наколошматить сотни оленей. Можно победить пещерного медведя. А можно быть щедрым. И щедрость во все времена считалась неким достижением и добродетелью, в Средневековье, в Античности, когда угодно. Вот у человека много, он раздал. И ему приятно, у него на душе спокойствие сразу, и все говорят: «О, молодец!» Хотя напрямую никаких выгод это ему не дает, он становится бедным. У этнографов есть описание, что он нищий остается.


Потлач в Alert Bay, 1897 (источник: umistapotlatch.ca)


Потлач в Alert Bay, 1983 (источник: donsmaps.com)

А в последующем, между прочим, то же самое перерастает у шумеров и прочих цивилизованных народов в обряды раздачи добра царями. В начале все ресурсы страны стекаются главному правителю. Какой-нибудь Энки сидит в своем храме или дворце, который в реальности — хижина по нашим нынешним понятиям. Ему приносят (это все нарисовано на глиняных табличках) мешки с зерном, связки тростника — простые ценности. Он сам босой, в соломенной юбке. А потом он это щедро раздает. И все говорят: «О, крутой правитель, смотрите, сколько он нам всего отдал! Он нас облагодетельствовал! Благодетель наш!», ниц падают.

10:27 Поэтому культура подарков восходит едва ли не к австралопитекам, к эректусам, по крайней мере, наверняка. С того момента, как они стали ценить красоту. И чем дальше, тем больше она развивалась. И естественно, культура дарения, подарков, обмена шла в сопряжении с увеличивающейся спокойностью и добротой человечества, стремление общаться с другими людьми. То есть, если речь о каких-нибудь шимпанзе, они эгоисты. Он сам жрет, может и у своего детеныша еду отнять, в принципе. 

А чем ближе к нам, тем люди становились все спокойнее, общительнее, добрее, и в немалой степени именно благодаря этому вся наша цивилизация и выросла. 

Потому что если все злые эгоисты только и ждут, как бы отнять и урвать, то никакого развития не будет, на этом все и закончится. А эта вечная взаимопомощь, взаимоподдержка и дарение, в том числе, они сплачивают коллектив, создают ощущение общности. Связи между людьми появляются. Люди знают, что этого человека так-то зовут, он там-то живет, с ним можно поменяться чем-то таким. Возникают торговые связи. И экономика в немалой степени из этого выросла как явление. Поэтому все, что мы видим вокруг себя, это продукт этих самих обменов в древности, в значительной степени. 

Благодарим за помощь в организации интервью портал «Антропогенез.ру».

Рубрика «Без повода» — это серия интервью о культуре подарков. Видео готовит компания «Проект 111», которая с 1993 года специализируется на поставках, производстве и разработке промопродукции и бизнес-подарков.

Комментарии
  • Интересная статья. Спасибо очень познавательно.
    С уважением "БИЗЗОН РЕКЛАМА"