Импорт 2022: прямой, параллельный... какой? Статья журнала Gift Review
В конце 2022 года отраслевой журнал Gift Review опубликовал статью об актуальной ситуации с импортом товаров в Россию. Предлагаем вам ознакомиться с выдержкой из нее.
Сложная экономическая ситуация 2022 года сказалась на работе всех компаний промоиндустрии. Особенно она затронула тех, чья деятельность тесно связана с импортом. Мы побеседовали с крупными игроками рекламно-подарочного рынка и выяснили, какие изменения произошли в цепочках поставок зарубежных товаров, как обстоят дела с логистикой, спросом, ценами и что на практике означает солидное слово «импортозамещение».
Объем импорта в 2022 году
В конце 2021 года мы планировали приумножить число ввозимых товаров. Но в итоге, учитывая актуальную ситуацию на рынке, решили объемы не увеличивать. В 2022 году мы стали осторожнее подходить к закупкам, отдавая приоритет проверенным хитам продаж. Количество любопытных новинок с неочевидными перспективами было сведено к минимуму. Кроме того, возникли сложности с поставками: многие партнеры попали в «идеальный шторм» — старые цепочки поставок перестали работать, а новые еще не успели сформироваться.
Денежные расчеты
Расчеты осуществляются, как и раньше, с помощью межбанковских платежей. Однако значительно возросли сроки и стоимость самих операций. Из-за большого количества санкций все переводы часто проходят длительную ручную проверку. Скорость этой обработки зависит как от банков-корреспондентов, так и от валюты перевода и страны получателя. Наибольшие сложности мы наблюдаем в расчетах с европейскими поставщиками: ряд компаний отказывается работать с Россией и опасается рисков, другие готовы, но не могут получать платежи. Но, несмотря на это, методом проб и ошибок мы стараемся находить оптимальные решения.
Логистика
Нам пришлось перестраивать привычные маршруты, когда крупнейшие морские перевозчики отказались отправлять грузы по российскому направлению. Раньше значительная часть контейнеров из Азии шла в Санкт-Петербург с перегрузкой в морских портах на Балтике. Сейчас приходится налаживать судоходные маршруты напрямую из Китая, минуя европейские порты. Прорабатывается вариант морских перевозок через Дальний Восток. К сожалению, есть сложности с последующей транспортировкой, так как пропускная способность железных дорог сейчас ограничена.
К вопросу о стоимости: авиаперевозка грузов по-прежнему остается самым дорогостоящим вариантом и имеет тенденцию к подорожанию. Цены на другие виды доставки остаются более стабильными, а в некоторых случаях даже снижаются, что, честно говоря, выглядит несколько парадоксально, учитывая большие очереди на всех сухопутных маршрутах.
Непростая ситуация складывается и с перевозкой опасных грузов. К ним относятся, например, литиевые аккумуляторы. Стоимость транспортировки значительно выросла, а количество компаний, готовых их везти, снизилось в разы. Наши логисты активно изучают и прорабатывают новые варианты. К примеру, обсуждаются автомобильные перевозки из Азии и основательный переход на железнодорожный транспорт.
Зарубежные партнеры
Некоторые европейские поставщики и бренды отказались от работы с Россией по личным или техническим причинам. Большинство же продолжили сотрудничество. Теперь они вместе с нами ищут способы, как преодолеть сложности с платежами и логистикой. Например, кто-то уже готов принимать платежи в других валютах. В то же время практически все азиатские поставщики продолжили работать без изменений.
Цены
В начале этого года на цены сильно повлияли резкие валютные колебания и прерывания цепочек поставок. Все подорожало, и возможность закупать товар резко сократилась. Но уже летом курсы валют снизились, и мы смогли скорректировать цены. Ситуация с поставками стала налаживаться. К сожалению, отдельные категории товаров все еще остаются в дефиците по ряду причин.
Импортозамещение
Мы всегда закупали заметную часть продукции у российских поставщиков, имеющих конкурентоспособные цены, сроки, качество и сервис. Однако производство большей части отечественных товаров легкой промышленности зависит от наличия зарубежного сырья. Российские производители действовали совершенно по-разному в условиях усложненного импорта расходных материалов: кто-то резко и сильно повышал цены, другие занимали выжидательную позицию и ничего не меняли. В целом, при текущих валютных курсах мы наблюдаем снижение конкурентоспособности товаров российского производства (если сравнивать с ситуацией на момент окончания 2021 года).
Спрос
Спрос на мерч, подарки и промопродукцию сильно связан с общей экономической ситуацией. Маркетинговые активности многих компаний снижаются в условиях неопределенности. Заказчики ставят на паузу проекты и наблюдают за ситуацией. Как только обстоятельства стабилизируются — возвращаются к отложенным маркетинговым программам. Такую картину мы наблюдаем на протяжении многих кризисов. К сожалению, в этом году на продажах серьезно сказывается уход иностранных рекламодателей. Они составляли существенную долю заказчиков промоиндустрии. И сейчас процесс замещения и диверсификации их заказов все еще не завершен.
Прогноз на зиму-весну 2023
Прежде всего, импорт будет зависеть от двух факторов — спроса и продаж. Мы будем готовиться к любому сценарию развития и стараться реагировать максимально оперативно на все внешние вызовы.