Интервью Генерального директора Группы компаний "Амбер" рекламному порталу Adlife.spb.ru
http://www.adlife.spb.ru/faces/2691.shtml
Глава корпорации «Амбер» Андрей Дегтяренко, будучи почитателем фэнтэзи, сделал так, что, попадая в офис компании, чувствуешь, будто находишься в другом измерении. Весь интерьер — вплоть до аксессуаров — пропитан неким волшебством. Кабинет Андрея исключением не является — и чем дольше здесь находишься, тем больше открываешь «чудес», замечая все новые приятные «мелочи» Королевства сувениров. Главным символом «Амбера» служит единорог, и в кабинете генерального директора — десятки всевозможных единорогов.
— Вы сами больше любите дарить подарки или получать? — И то, и другое мне одинаково нравится. Если хорошо подобран подарок, если ты видишь, что это человеку действительно понравилось, ты сам поднимаешься на какую-то новую ступеньку. Это удовольствие — не только получать подарки, но и дарить их — конечно, если не хватать первое попавшееся, а подходить к этому вопросу серьезно, с размышлением, с пониманием того, кому ты выбираешь подарок, то процесс становится увлекательным и крайне интересным. — Он явно не из вашего каталога… — А еще какие у вас в компании есть особенности? — Это были сложные испытания? — Демократическое королевство (улыбается). — Говорят, многое можно объяснить событиями, которые происходили с человеком в детстве. Вы вот построили целое демократическое королевство сувениров – наверное, в детстве обожали игрушки? — Нет,скорее в моем случае сработал элемент случайности. Компании сейчас 13 лет, но ещё 13,5 лет назад я даже не предполагал, что буду заниматься бизнесом, связанным с подарками. — А чем вы предполагали заниматься? — И какие же законы физики вы применяете в своей деятельности? — А заказчики, кстати, изменились по сравнению с теми, что были вначале? — Да, они стали, безусловно, очень хорошо разбираться в продукции. Есть, конечно, некие сложности с менталитетом наших заказчиков… Европейские или американские заказчики, например, понимают, что такое промо-продукция и не предъявляют к ней завышенных требований. А у нас они, заплатив минимальные деньги за продукцию, предназначенную для промо-сегмента, относятся к ней как к брендовым вещам галереи высокой моды и пытаются чуть ли не под лупой рассмотреть все характеристики данного предмета. Европейцы, например, понимают, что из тысячи промо-зажигалок две-три могут не работать — это совершенно нормальная история. А у нас порой по вопросам стоимостью в 20 рублей пишут серьезные письма, составляют акты, документы и т.д. Так что непонимание заказчиком позиционирования этой продукции иногда затрудняет и усложняет работу. Но с другой стороны, заказчики сейчас очень хорошо разбираются в новинках, прекрасно знают, что вот это, например, было модно в прошлом году, а вот это модно сейчас. — И что модно сейчас? — Тенденция идет в сторону различных электронных гаджетов — это сейчас очень популярные артикулы. Конечно, это связано с тем, что мобильный телефон, который еще 4-5 лет назад был неким признаком достатка, на сегодняшний день — совершенно банальный бытовой предмет. И если мы широкому неизвестному нам по характеристикам кругу потребителей делаем подарок, связанный с мобильным телефоном, мы уже совершенно точно не промахнемся. Такая же судьба ожидает все USB-устройства, которые сейчас очень популярны – USB-вентилятор, USB-подогреватель для кофе и т.д. Конечно, всегда модными остаются устройства, неожиданным образом сочетающие несколько функций, которые мы редко встречаем в быту, потому что мы, как правило, ищем какой-то один предмет для выполнения той или иной конкретной задачи. А в сувенирной продукции для того, чтобы удивить заказчика, порадовать дополнительно, порой производители в одном предмете сочетают несколько необычных функций. — Таких штучек очень много в магазинах сети Le Futur… — Да, но мы с ними работаем на разных рынках — Le Futur работает на конечного потребителя, на физических лиц. Мы же сотрудничаем с компаниями, которые используют нашу продукцию как инструменты для своей маркетинговой активности. — Такое позиционирование было изначально? — Да. Практически с 1998 года, с выхода первого каталога «Проект 111», который позиционирует себя как поставщика для рекламных агентств. «Проект 111» не обслуживает конечных заказчиков, у нас есть дилерская сеть, и если в нашу справочную службу поступает звонок, письмо, заказ-обращение конечного клиента — то он направляется к дилерам того города, откуда пришел запрос. Наши дилеры работают в многих городах — от Калининграда до Владивостока. — Интересно, отличается ли мода на сувенирку в других городах от моды в Питере или Москве? Прежде всего, это, конечно, относится к крупным городам — Екатеринбург, Новосибирск и т.д. Но я хочу сказать, что регионы по профилю спроса не отличаются от Москвы, порой там заказы даже интереснее. — Я слышала ваше мнение о том, что российские компании будут вынуждены пойти по пути создания собственных коллекций, потому что заказчики требуют от сувенирщиков больше новинок, чем те могут на сегодняшний день дать… — Ну не то чтобы «вынуждены»… Это не вынужденная мера, а то, чем принципиально интересно заниматься. Бизнес из оптовой торговли сувенирами выходит абсолютно на другой уровень — это креативное создание нового мира, новых предметов, новых коллекций… Ради этого стоит работать. Для того чтобы на этот уровень выйти, конечно, необходима широкая клиентская база. Как на сегодняшний день это происходит? Собственные коллекции создаются либо дизайнерами на тех заводах, где этот продукт производится и куда имеет доступ весь мир, либо крупными компаниями, у которых также в клиентской базе находятся клиенты фактически со всего мира. Кстати, запуск одной коллекции, даже одного нового предмета — удовольствие дорогостоящее, и если не угадаешь с коллекцией, можно понести серьезные финансовые потери. С другой стороны, этим, действительно, интересно заниматься, и мы это направление собираемся активно развивать. Думаю, уже этой осенью мы предложим своим клиентам кое-что новое — пока не по своему собственному дизайну, а по оригинальному российскому дизайну небезызвестной студии Артемия Лебедева. Это действительно очень необычные и интересные вещи. Но также у нас планируется и запуск собственных коллекций — немного позже. — Это специальный заказ? — В таком случае, можно в любом высококонкурентном и активном сегменте запускать отдельные коллекции… — Что это за вышки такие волшебные? — Есть две модели — одна поменьше, другая — побольше. Их заводят ключиком, вышки играют приятную музыку и параллельно «добывают нефть». Имитация процесса, конечно. — Вы считаете создание нишевых коллекций перспективным направлением в сувенирке? Самые успешные коллекции, сделанные западными компаниями, которые мы на сегодняшний день продаем, живут по 10-20, а то и по 30 лет. Допустим, у нас есть очень популярная коллекция «Spirit of St.Louis», которая посвящена первому трансатлантическому перелету Чарльза Линдберга. Все предметы сделаны в стиле 1920-х годов — автомобильные панели, летчики, штурвалы, кожаные шлемы… У нашей страны есть собственная богатая история, и можно в этом направлении сделать очень интересные шаги. — У вас сезонный бизнес? Мы продаем по большей части рекламные сувениры и должны понимать, что они — это всего лишь инструмент, а то, где он может быть использован — совершенно разные виды деятельности. С ходу я могу привести 15-20 направлений деятельности, где могут быть использованы рекламные сувениры в качестве инструмента, поэтому продавцы рекламных сувениров — рекламные агентства, которые предлагают их своим клиентам, в первую очередь должны понимать бизнес своего клиента. Потенциальный процент охвата заказчиков — это 100%. Возьмем самый простой пример — ведущим рынком является США с годовым объёмом $18 млрд. При этом в год на рынке рекламных сувениров от 12 до 15% promotional products используется для внутреннего PR, для подарков сотрудникам своей компании, для того, чтобы отметить наиболее отличившихся в том или ином «капиталистическом соревновании». У компании может быть один внешний контрагент, но не может не быть своих сотрудников. — А что у нас? В рамках мероприятия дилеры отвечали на несколько десятков вопросов – и были те, кто не прошел сертификацию. Наша задача — чтобы с клиентом работали действительно профессионально подготовленные компании, которые могут донести до заказчика все преимущества «Проекта 111», которые хорошо знают технологию работы с нами и могут адекватно работать с клиентами. Таким образом, цель сертификации для нас — это понимание того, какие компании наиболее профессионально подготовлены на рынке. Через них мы можем давать максимум информации конечному заказчику, на них нацеливать наши маркетинговые акции. Конечный же заказчик при этом понимает, что с этой дилерской компанией можно работать, что она своей историей, своими профессиональными знаниями уже добилась некоего уровня. У нас такого нет, компании приходят заказывать новогодние сувениры в конце ноября — в декабре, когда все агентства из этого бизнеса, конечно, очень плотно загружены. В результате сам заказчик оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать не свободно, а из того, что есть, соглашаться с теми ценами, которые ему диктуют. Нам бы очень хотелось, чтобы наши заказчики планировали свои заказы заранее. — Каковы тенденции на российском рынке «сувенирки»? Конечно, можно включить в ассортимент только стопроцентно продаваемые предметы — ручки, кепки, зажигалки, ежедневники, но тогда каталог будет совершенно неинтересным, хотя именно у этих банальных предметов — наибольшая продаваемость. Чем большими тиражами производится предмет, тем более низкой себестоимости можно добиться, поэтому так популярны пластиковые ручки, которые на самом деле предмет по изготовлению и по технологии, действительно, очень сложный. Мы говорили про запуск пластикового брелка или пластикового радио, который обходится в несколько десятков тысяч долларов. На европейских фабриках запуск новой модели ручки может доходить до полумиллиона евро, но засчет того, что они делаются огромными тиражами, соотношение цена/качество для клиента получается интересное. Такие вещи, безусловно, продаются очень большими тиражами, но мы стараемся всегда включать в каталог самые разные позиции для того, чтобы клиент с самыми разнообразными вкусами мог найти что-то для себя и для своих заказчиков. Для этого, конечно, мы посещаем «сувенирные» выставки. Основная проходит в Гонконге – на ней собирается, действительно, весь мир. Есть выставка компаний, входящих в европейскую ассоциацию поставщиков промо-продукции — это PSI, которая проходит в Дюссельдорфе… Но в последнее время европейцы проигрывают Азии. Мне кажется, компании из Гонконга, Кореи, Китая более свободно, смело, раскованно мыслят — а вот новинок европейского происхождения появляется не так много. Есть, конечно, европейские компании, которые создают собственные коллекции, они делаются на тех же самых заводах в Юго-Восточной Азии, но это никого уже не должно удивлять. И опять же, что касается продукции для ритейла, там еще можно как-то рассматривать варианты производства в Европе, но и этого практически нет, а уж промо-продукция просто по определению не имеет права делаться в Европе, иначе она будет «золотой». Есть французская компания Lexon, которая делает свою интересную коллекцию предметов, но в целом европейские поставщики предлагают сборные коллекции различных заводов. — Кто у вас занимается вопросами выбора продукции для включения ее в каталог? — До недавнего времени я сам принимал очень многие решения по выбору продукции, потому что это очень интересная часть бизнеса. Взять, например, новый предмет, который еще никто не видел, — и представить, насколько он будет востребован заказчиками… На сегодняшний же день у нас есть отдел товарного маркетинга с product-менеджерами, специализирующимися по направлениям – текстиль, электроника, авторучки, пластик и т.д. Соответственно, они отслеживают все новинки, которые появляются в мире, и делают так, чтобы наши клиенты получали информацию обо всем самом свежем и интересном. — А вы можете вспомнить какой-то конкретный случай, когда вы принимали решение — да, это пойдет в России, и оно действительно пользовалось спросом? — В прошлые годы мы достаточно много позиционировали каталог через СМИ — использовалась и радиореклама, и реклама в журналах, мы спонсировали достаточно большое количество различных мероприятий, ну и, само собой, выставки — это, пожалуй, основное. Это две выставки РАППСа в Москве, с прошлого года проходит совместная выставка РАППСа и РЕСТЭКа в Санкт-Петербурге, а вот от московской выставки «Реклама» мы отказались — она в последнее время потеряла свои позиции. Конечно, поскольку мы находимся в b2b сегменте, в первую очередь, мы делаем сейчас упор на direct-маркетинг, то есть непосредственно на работу с нашими партнерами. Наша клиентская база достаточно велика, и мы хотим ее растить в первую очередь качественным образом, но также и географически — есть регионы, где мы недостаточно широко представлены, и мы активно работаем над этим. — Кстати, двойное название — «Амбер» и «Проект 111» — не мешает в бизнесе? Кроме этого, в ближайшее время мы планируем охватить и другие виды бизнеса, но они будут связаны либо с рекламой, либо с сувенирами, поскольку кардинально отклоняться от выбранного курса не хочется. Нужно делать то, что умеешь. — Эти новые компании будут продвигаться под собственными брендами или под «Амбером»?
|