Фаншопы: маркетинг подарков 3.0
«Сбербанк», Starbucks и «Уралвагонзавод» — как бренды монетизируют себя, продавая товары с корпоративной символикой.
Тратя деньги на продвижение в самом начале пути, любой бренд надеется вырасти и получать дивиденды от собственной известности. Обычно имеется в виду маркетинговая наценка на товары и услуги, но кто-то выжимает лояльность потребителей до капли и открывает корпоративные магазины.
Самыми известными фаншопами можно считать кофейные: даже если поклонников Starbucks и Dunkin' Donuts меньше, чем футбольных болельщиков, их страсти и приверженности бренду можно только позавидовать. Хештегом #starbuckslife в социальной сети Instagram отмечены более 33 тысяч фотографий. Конечно, сказывается и популярность термокружек как таковых.
Фото пользователей сети Instagram: lillyvanpug, lvt28, serapsarikayayuksel, the_real_roostic
Бренд как стиль жизни. Одна из эмоций, подталкивающих к покупке, это чувство идентичности — принадлежности к социальной группе. Нам нравится не только (а зачастую и не столько) «материальная» сторона бренда (качество джинсов, расположение банкоматов, эффективность средства для снижения веса), но и его легенда. Люди стараются казаться более умными, модными, современными и выбирают бренды с таким же образом. Если дело касается одежды и аксессуаров, все просто: нравится шик на грани фола — носишь Louis Vuitton. Если бренд производит нематериальные продукты, здесь как нельзя кстати оказываются фаншопы.
Фото пользователей сети Instagram: strangelynerdy, duncansample
Ассортимент таких магазинов (чаще — интернет-магазинов) обычно состоит из предметов «первой необходимости». Футболки, сумки, блокноты, ручки — функциональные вещи с большим количеством контактов благодаря публичному использованию. Такой минимальный набор рекламоносителей — в магазине корпоративных товаров «Яндекса». Ассортимент фаншопа Google разнообразнее, он включает, например, верхнюю и детскую одежду.
Куртки Savannah и Snyder от бренда James Harvest Sportswear в онлайн-магазине Google
Слева — боди из корпоративного магазина «Сбербанка», справа — футболка Google для школьника
Интернет-магазин «Я люблю "Сбербанк"» открыт дочерней компанией банка – ЗАО «Сбербанк-АСТ» полгода назад, однако корпоративные сувениры начали продавать еще в 2013 году в офлайн-магазинах Sberstore, где торговали, в том числе, товарами с олимпийской символикой. Ассортимент магазина ilovesberbank.ru пока невелик, и в нем ярко выделяются две товарные группы: шоколад и одежда для грудных детей.
Фото пользователя сети Instagram: olyaaa_a
Скриншот выдачи сайта ilovesberbank.ru
«При выборе товаров мы делаем акцент на качество, соответствие бренду и положительному имиджу Сбербанка» — прокомментировали «Проекту 111» в пресс-службе «Сбербанк-АСТ», не уточнив, правда, как именно соответствуют бренду ползунки и чепчики.
По информации «Сбербанк-АСТ», целевые покупатели магазина — сотрудники и подразделения банка. Запланировано открытие офлайн-магазинов по всей России.
Фото пользователей сети Instagram: ilovesberbank, sberbank
Опыт «Сбербанка» можно назвать примером создания корпоративных магазинов для внутреннего PR. По публикациям в социальных сетях видно, что для этих же целей банк регулярно использует брендированную одежду и подарки сотрудникам и партнерам.
Фото пользователя сети Instagram: sberbank
Есть по крайней мере две причины для создания фаншопов. Первая — деньги. Так, комментируя начало производства одежды под маркой «Уралвагонзавода», заместитель гендиректора предприятия Алексей Жарич отметил, что это традиционно приносит большие доходы западным производителям военной и дорожно-строительной техники, например, Caterpillar, JCB и Boeing.
Для других продажа вещей с собственным логотипом становится частью дополнительного продвижения. Термокружкам Starbucks здесь составят конкуренцию сумки с принтами из знаменитых музеев мира. Прекрасное — в массы!
Примеры товаров «Эрмитажа» и «Русского музея»
Впрочем, вкладываясь в открытие фаншопа (например, «Уралвагонзавод» потратил 20 миллионов рублей на запуск своего), надо быть уверенным в силе бренда. Как отмечает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов, для большинства российских компаний корпоративный ритейл — не самая эффективная инвестиция в маркетинг. «Чтобы люди хотели покупать и носить вещи под вашей маркой, надо быть Lufthansa. Отечественные же операторы услуг пока существенно уступают западным коллегам по уровню клиентоориентированности. В результате, выход на розничный рынок может только размыть позиционирование бренда» — цитирует портал retailer.ru.
Что означает тренд развития корпоративного ритейла для отрасли бизнес-подарков? То, что таких заказов постепенно будет становиться больше. Логотип на таких товарах почти всегда занимает центральное место, он — предмет гордости. Поэтому, скорей всего, хитрый принт или забористый слоган придумывать не придется. Товарные группы — самые популярные, это вещи для демонстрации. Вместе с этим заказчики будут предъявлять исключительные требования к качеству материалов и нанесения логотипа, а также соответствию цвета по шкале Pantone. Большим брендам нужно только самое лучшее.
Ну а пока масс-бренды зреют для создания собственных фаншопов, еще один очевидный вывод: чем нематериальнее бренд, тем в большей «подарочной» поддержке он нуждается. Производители товаров и так контактируют с пользователями через собственные продукты. А производителям услуг нужны собственные делегаты в личное пространство клиента — бизнес-подарки.
Источники и дополнительные сведения:
Корпоративный магазин «Я люблю "Сбербанк"»
Retailer.ru: «Сбербанк стал ритейлером»
Znak.com: «Уралвагонзавод будет выпускать одежду, обувь и сувениры»
Онлайн-магазин Starbucks
Онлайн-магазин Dunkin Donuts
Онлайн-магазин Google
Онлайн-магазин «Яндекса»
Онлайн-магазин «Эрмитажа»
Онлайн-магазин «Русского музея»
Предыдущие рассылки
Передай тепло своего пледа. Промопродукция и эмпатия
Сумки для конференций. От простого к сложному
Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать интересные статьи.
При перепечатке и цитировании текста соблюдайте Правила использования материалов. Использованные изображения, не принадлежащие «Проекту 111», принадлежат их законным владельцам.
Кроме спортивных клубов (футбол, хоккей, баскетбол), не вижу, какие российские бренды могли бы открыть свои фаншопы.
Александр, фаншопы уже есть у «Сбербанка», «Аэрофлота», «Яндекса», «Уралвагонзавода», «Армии России», те же «Смешарики» и «Маша и медведь» выпускают продукцию под своей маркой.
"Смешарики" и "Маша и медведь" - ок!на детях родители не экономят)А вот продукцию с лого остальных компаний из списка я бы не купил, особенно "Сбербанк" и "Уралвагонзавод".
Александр, так значит, разговор о том, купили бы вы или нет, а не о том, какие бренды могли бы открыть фаншопы ;-)
Так зачем открывать, если не будут покупать?)
Уралвагонзавод-символ военной России. Очень сильный бренд. Его не только Тагил покупать будет,а патриоты России, кому нравится тема Милитари. Мы на выставку вооружения раньше печатали подарки с символикой выставки и каждый год одни и те же покупатели брали футболки для своей коллекции и хвастались сколько у них наших футболок и подарков. Если на футболке Армата будет -100% продашь весь тираж. А вот про Сбербанк будет зависеть уже от дизайнерской идеи. Мне так и даром не надо-лояльность к бренду не та. Хоть и прибыль они в 3 раза увеличили.