Рост за счет новых ниш
Глава совета директоров «Проект 111» о современных корпоративных подарках. Интервью газете «Деловой Петербург»
Как в России меняется объем рынка промотоваров в целом и на примере вашей компании?
— Рынок стагнирует. В 2014 году, когда доллар стоил 38 рублей, АКАР оценивала объем промоиндустрии в 18,5 млрд рублей, а в 2018–м при средней цене доллара 63 — в 26,2 млрд (с НДС). Несложно посчитать, что в рублях за 5 лет промоиндустрия выросла чуть более чем на 40%, а в валютном выражении потеряла 15%. Но у нас динамика позитивная в обеих системах расчета. "Проект 111" — крупнейший поставщик промопродукции в стране, это позволяет нивелировать многие риски. В 2014 году оборот компании составил 1,54 млрд рублей в год, а в 2018–м — 3,64 млрд. С одной стороны, рост почти в 2,5 раза за 5 лет впечатляет. С другой — в долларах мы прибавили процентов тридцать.
За счет чего рынок растет? Можно ли говорить, что меняется корпоративная культура компаний и они больше внимания уделяют промопродукции?
— Рынок растет за счет развития новых ниш. Не очевидное, но очень заметное влияние оказывают соцсети и диджитал. В онлайне не так много, как кажется, точек соприкосновения с аудиторией, поэтому бренды ищут поддержку в промопродукции: проводят розыгрыши giveaway, стимулирующие кампании "подарок за покупку", обязательно с брендированными призами.
Другой фактор — смещение самого вектора маркетинга. На протяжении 20 лет мы наблюдали стремление брендов к наращиванию аудиторий. Сейчас рынок крайне насыщен, и маркетологи сконцентрировались на лояльности: как удержать клиента, как увеличить средний чек. Наиболее наглядный пример — операторы сотовой связи. По данным AC&M Consulting, на душу населения России приходится примерно 1,8 sim–карт. Конечно, в этих условиях идет борьба за сохранение абонента. Различный мерч стал неотъемлемым атрибутом рекламных кампаний, цель которых — сформировать вокруг бренда фан–клуб.
Что дарили компании, условно, 10 лет назад, а что дарят сейчас? С чего начинался сам "Проект 111"?
— В 1993 году мы начали бизнес с закупки в Германии деталей ручек, в России их собирали и продавали с нанесением логотипа. Письменные принадлежности и сейчас составляют значительную долю в обороте компании, около 10%.
В подарках изменилось многое. Лет десять назад было крайне популярно дарить деловые наборы в золоте, камне, коже. Сейчас это моветон. Больше внимания стало уделяться креативным концепциям — идее, надписям и изображениями. А сам предмет под нанесение становится все ближе к повседневному спросу человека — внешние аккумуляторы, простые белые майки, качественная аудиотехника. В целом индустрия промо стремится к тому, чтобы закрыть определенные категории потребностей.
Условно, человек будущего не должен будет сам покупать ежедневники или зонты. Мы видим в перспективе мир, где у каждого крупного бренда есть свой фан–шоп, в котором человек заказывает нужные вещи по программе лояльности. А если смотреть по товарным группам, то динамику спроса наглядно показывает статистика.
Автор: Татьяна Жданова
Полный текст интервью читайте в газете: Деловой Петербург