Какие подарки дарит бизнес на удаленке
Проект 2ГИС Five p.m. узнал, чем живет рынок корпоративных подарков в странном предпраздничном сезоне-2020.
Коротко о главном:
- В этом году на корпоративных сувенирах сэкономят представители малого и среднего бизнеса.
- Федеральные сети и крупные компании, особенно в сфере IT, по-прежнему поздравляют с размахом.
- Традиционные пауэрбанки, ручки, блокноты, термокружки и сумки остаются популярны.
- В тренде домашний уют и забота о здоровье, но без намека на коронавирус.
- Новогодние подарки, в отличие от рабочих встреч и совещаний, не стали виртуальными.
Малый бизнес без подарков
Пандемия и кризис больнее всего ударили по малому и среднему бизнесу. Компании из этих сегментов стали меньше тратить на новогодние сувениры.
По словам директора рекламного агентства «Кьюти-дизайн» (Новосибирск) Валерия Бинкина, в прошлом году средний объем партии новогодних сувениров начинался от 300-500 единиц. В этом году заказывают по 30-50 авторучек или по 100-200 ежедневников. В основном это заказы от малого и среднего бизнеса — в этих сегментах на порядок снизились бюджеты на подарки и средний объем заказов.
Компании не отказываются от привычного деления сувенирных наборов на «эконом», «бизнес» и «вип», но в условиях экономии могут схитрить. «Проверенный вариант — заказать средний по цене интересный артикул тиражом «на всех» и разложить в разную упаковку», — поделился Валерий Бинкин.
Директор сети магазинов Funburg (Екатеринбург) Дмитрий Крайнов тоже заметил, что бюджеты на подарки сократились. По его словам, сейчас в работе много заказов без окончательного подтверждения: клиенты по несколько раз пересматривают бюджет и уменьшают объемы партий. Несмотря на это, в декабре в Funburg ожидают новых заказов на новогоднюю сувенирку. Сотрудники готовы исполнять их в сжатые сроки и принимать вплоть до последней предновогодней недели.
Рынок подарков держится за счет клиентов из e-commerce
А у столичных поставщиков сувениров предновогодние продажи сопоставимы с прошлогодними. Основной объем заказов обеспечили клиенты из онлайн-сферы, бизнес которых вырос в период пандемии: «На тысячу обанкротившихся предприятий малого бизнеса приходится одна крупная компания, где штат увеличился раза в 1,5, соответственно, и потребность в подарках увеличилась», — объяснила Алия Кешишьян, менеджер по внешним коммуникациям компании «Проект 111».
Директор по маркетингу московского производителя b2b-сувениров Jumpica Ольга Балога тоже не заметила среди своих клиентов желания сэкономить. По ее словам, средний чек одного подарка — 3000−4000 рублей, как и в 2019 году.
В «Новотелекоме» (бренд «Электронный город») и ПФК «Обновление» (фармацевтический бренд Renewal) подтвердили, что бюджеты новогодних подарков остались на прошлогоднем уровне. В Movavi за год вырос штат, поэтому компания заказала больше подарков, чем в прошлом году.
Сервис онлайн-бронирования трансфера iway в этом году поздравит только сотрудников. Сфера туризма сильнее всего пострадала от последствий пандемии, объем заказов составляет треть от планового, поэтому компания отказалась даже от традиционной новогодней благотворительности, рассказал один из основателей Дмитрий Сарайкин.
Тренды эпохи пандемии: уют и забота о здоровье
Забота о людях — содержание, которое чаще прочих стремятся вложить компании в свои подарки. И речь идет не только о здоровье. Дарят спортивные аксессуары и вещи для создания домашнего уюта: пледы, лампы и толстовки.
Почти все компании, опрошенные Five p.m., намеренно отказались от использования темы пандемии в подарках из-за неприятных ассоциаций. По словам Натальи Чирковой, маркетолога продуктов для юридических лиц «Новотелекома», компания сделала брендированные маски для сотрудников, но преподнесла их не как сувенир, а как «необходимый в данных реалиях аксессуар».
В трендах бизнес-подарков в этом году: вещи для уюта, порядка на рабочем столе и новогоднего настроения. Всего, что связано с онлайном, компании стараются избегать.
Фармкомпания «Обновление» сохранила в подарках тематику своей основной деятельности, но добавила технологического «привкуса». Так, если навести на ежедневник с фотографиями лекарств в процессе растворения смартфон, можно увидеть процесс в деталях с помощью технологии дополненной реальности.
В подарках от 2ГИС лейтмотивом стал домашний уют — компания подарит предметы и гаджеты, которые помогут навести порядок на столе и «гармонизировать пространство».
Алия Кешишьян, «Проект 111»:
Лидерами продаж по-прежнему остаются электроника, одежда (мерч и униформа), ежедневники и ручки. Однако в электронике значительно вырос спрос на гаджеты для здоровья: УФ-стерилизаторы, увлажнители воздуха, устройства для нормализации сна и т.п. Под влиянием удаленки наблюдается смещение спроса в товары для дома и теплые вещи. Очень популярны вязаные вещи, особенно пледы.
Валерий Бинкин, «Кьюти-дизайн»:
Сохранились тенденции прошлого года на функциональные подарки: гаджеты (bluetooth-колонки, наушники и беспроводные зарядники), наборы с вареньем, ягодами, чаем, трикотаж с интересными принтами и почти незаметным лого, термосы, бутылки для воды. Из оригинальных подарков в этом году особенным спросом пользуются солевые лампы: с новогодней тематикой сделали их для крупного авиапредприятия, энергетиков, инженерной компании.
Ольга Балога, Jumpica:
Сразу несколько крупных компаний остановили свой выбор на продуктовых наборах. Хороший чай, вкусный мед и оригинальные леденцы со «встроенными» специями для глинтвейна. Думаю, такие подарки еще поддерживают домашнюю, уютную тему, ведь все мы проводим много времени дома в этом году. Этот тренд отразился на подарках и в обратную сторону: популярны наборы для фитнеса, эластичные резинки, скакалки, коврики. Сидишь дома? Не сиди, двигайся!
Новый тренд — умные розетки и лампочки. В этом году ряды гаджетов пополнили УФ-стерилизаторы: особенно такие, которые можно использовать и как обеззараживатель для смартфтона, и в качестве беспроводной зарядки для него же.
Маски и перчатки (хлопковые, их еще называют «ювелирные») тоже заказывают, но я бы не сказала, что это подарок. Скорее, часть подарка или закупка к мероприятию. Есть запросы на инклюзивные товары: мы с удовольствием их предлагаем, для многих клиентов важна социальная составляющая подарка.
О виртуальных подарках: «Когда все онлайн, важно ощутить физическое тепло и заботу»
Как ни удивительно, дистанционный год не привел к росту спроса на виртуальные подарки (онлайн-обучение, сертификаты на что-либо и т. п.). «Хочется хотя бы в Новый год оставить ощущение сюрприза, вручения подарка, который будут разворачивать и разглядывать», — говорит Денис Лубов, директор по маркетингу и рекламе фармкомпании «Обновление».
Ольга Балога не встречалась с практикой отказа от вещественных подарков в пользу виртуальных: «Кажется, что физические подарки стали еще ценнее, чем раньше. В период, когда все онлайн, так важно ощутить физическое тепло, заботу, поддержку».
Из всех компаний, опрошенных Five p.m., только в Movavi рассматривают возможность дарить онлайн-подарки некоторым сотрудникам. Но это не влияние пандемии, виртуальные гифты были и в прошлом году.
Источник: five p.m.