Будущее сувенирки - в КРЕАТИВЕ!
Что такое для Вас "креатив"? Какое бы определение Вы дали этому понятию? По каким критериям для себя оцениваете степень креативности рекламно-сувенирной идеи?"
На вопросы «В2В» отвечает Андрей Дегтяренко, председатель Совета директоров корпорации «Амбер».
Сувенирный рынок – благодарная почва для «искусства малых форм». Как правило, чтобы создать нечто креативное в других областях рекламной деятельности, требуется массовая аудитория и соответствующие средства коммуникации - ТВ, наружка, полиграфия и сопутствующие этому серьезные бюджеты.
Для творчества в искусстве создания подарка доступны десятки тысяч готовых инструментов с самым необычным предназначением и функциями. Комбинируя их, придумывая, что, где и как напечатать, как преподнести, как назвать подарок, мы получаем миллионы разнообразных решений для удовлетворения потребности клиента в коммуникации с окружающим миром.
Креатив для меня в первую очередь – когда за подарком стоит не просто стремление за имеющийся бюджет осчастливить максимальное количество клиентов компании, а совместное творчество заказчика и агентства – как сделать так, чтобы этот подарок работал, чтобы он запомнился, чтобы он удивлял, чтобы им пользовались и показывали другим.
Креатив – ключевое (!) уникальное конкурентное преимущество, т.к. его нельзя «сделать таким же, но на 2% ниже».
Я не буду рассматривать рынок индивидуальных решений, где возможности для полета фантазии просто бесконечные, и от них порой захватывает дух. Место для креатива есть и в заказах, которые могут быть готовы за неделю и напечатаны небольшим тиражом.
Каталог "Проект 111" , конечно, содержит в себе большое количество достаточно привычных предметов – кепка, белая кружка, конференц-сумка, зонт и тд. Это «хлеб и вода» нашего бизнеса, без которых нельзя, и мы все это понимаем. И, кстати, полностью белые предметы с большим полем печати – отличный холст для полноцветного креатива!
Но, выходя за рамки «джентльменского набора», мы всегда стараемся выбирать артикулы с изюминкой, которые могут «зацепить», на базе которых можно построить целую рекламную кампанию.
Попробую привести ряд примеров.
- Брелок, включающийся и выключающийся от простого прикосновения, без кнопок: «так же просто и удобно, как купить автомобиль в автосалоне Х».
- Открывашка для бутылок, одевающаяся на палец, как перстень: «высокая мода в мире пива».
- Авторучка-фонарик с проецирующимся логотипом: «компания Х будет освещать вам дорогу 24 часа в сутки».
- Радио для душа: «не расставайтесь с музыкой (радиостанцией) Х ни на минуту».
- Телефон SKYPE, совмещенный с компьютерной мышью: «Вы когда-нибудь видели говорящую мышь? А ипотеку без начального взноса?»
Это только дилетантские наброски с ходу; безусловно, Пелевин или профессиональный копирайтер придумает лучше.
Для того, чтобы в полной мере использовать все возможности, заложенные в самой продукции, необходимо иметь о ней полную информацию. Мы уделяем этому максимальное внимание, давая подробнейшее описание в карточке товара на сайте.
К сожалению, на рынке еще много клиентов, которые заказывают сувенирку «потому что у всех есть» и много агентств, которые видят свое конкурентное преимущество в том, чтобы выбить больший процент скидки с поставщика и «договориться» с клиентом.
Господа, сувениры – это не товар, это эффективнейшее средство коммуникации!
Креативный взгляд на любой (или почти любой) сувенирный заказ принципиально меняет подход к конкуренции среди агентств и эффективность от использования сувенира для клиента. Заказчик пойдет именно в это агентство, потому что уверен, что эму предложат НЕЧТО, и это НЕЧТО моментально пробьет любые барьеры и установит контакт между компанией и ее клиентом. Сервис при этом никто не отменяет, но цена уходит на второй план.
Для меня критерий креатива – это когда в сувенире есть то, что позволяет ему называться Подарком. Подарок – это всегда радость, всегда что-то необычное, настроение праздника, позитивные эмоции.
Реализовано это может быть самым разным образом - через оригинальный текст и изображение на предмете, через тщательно продуманную упаковку, через необычность самого предмета, через точность попадания в целевую аудиторию.
Именно из таких уникальных заказов выстраивается портфолио компании, создающее ее лицо, а не из перечисления на сайте всем известных брендов в разделе НАШИ ЗАКАЗЧИКИ, для которых, возможно, было напечатано полтора сувенира.
Креатив для компании-поставщика на сегодняшний день - это создание собственных предметов и коллекций. Рынок в своем развитии стер многие различия в товарных группах и артикулах, логистике, информационном обеспечении и т.д. Эксклюзивные права на дистрибуцию той или иной коллекции для сувенирного рынка – скорее исключение, чем правило. Выход остается один – включать свои собственные креативные возможности.
Думаю, что в ближайшие несколько лет мы увидим немало интересного в этом направлении.
Журнал "В2В", сентябрь 2007
Материал любезно предоставлен редакцией журнала "В2В"