Сила ума
На сайте Forbes.ru в разделе «Уроки кризисов. Советы предпринимателей» опубликована колонка Андрея Дегтяренко, председателя совета директоров компании «Проект 111». О том, на что сейчас стоит делать ставку, какие направления развивать внутри компании и чего ждать от рынка в ближайшее время также рассказали Петр Щедровский, заместитель гендиректора по стратегии ГК «Росатом», Сергей Макшанов, известный бизнес-тренер и управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», Евгений Демин, генеральный директор компании SPLAT, Андрей Романенко, президент группы Qiwi и другие бизнесмены и топ-менеджеры.
Упор надо делать на продукты, требующие больше интеллектуальных усилий, а не финансовых вложений
С одной стороны, мы понимаем, что в воздухе чем-то веет, как в 2008 году. В августе биржи рухнули, курсы валют меняются. Но глобального кризиса все же нет, жить в постоянном его ожидании и полностью сворачивать развитие было бы странно. Самое главное, что мы можем сделать, — не расслабляться.
Причины, которые привели к мировому финансовому кризису, не устранены. Финансовые системы перекошены. Страновые риски меняются. Мы понимаем, что живем в нестабильное время и стараемся подстраиваться к этой новой реальности. Точно могу сказать, что мы не затеваем никаких наполеоновских проектов, рассчитанных на бурный рост. Мы не делаем сейчас долгоиграющих инвестиций. То есть строительство нового производственного комплекса точно затевать не будем, а вот купить небольшой станок с понятным и быстрым сроком окупаемости можем. В планах на следующий год — 5-10% роста (в 2011-м планировали вырасти на 15%, а получился рост на 35%, что объясняется восстановлением после резкого падения в 2009-м). Но никаких радужных перспектив после восстановления бизнеса в 2010 и 2011 году не нарисовалось. Очевидно, что большинство компаний, как и мы, просто дошли до уровня, с которого падали.
Сейчас мы сосредоточились на разработке новых позиций в ассортименте, новых коллекций — это вещи, которые требуют скорее интеллектуальных затрат, чем финансовых вложений. Мы даже сейчас нанимаем людей, у которых есть новые идеи. В 2008 году мы начали работать над авторской коллекцией корпоративных подарков, а в конце 2010 года организовали отдел R&D, который занимается собственными разработками. У нас уже 200 авторских подарков, 100 из них создано за последний год. Доля предметов, сделанных по собственному дизайну, в обороте «Проекта 111» в 2010 году составляла 4,8%, а в 2011 ― уже 6%. Продажи по нашим новинкам за год выросли на 56%.
За последний год, например, придумана флешка-машинка, которая не теряется. Если хлопнуть в ладоши, она издает звуковой сигнал. Кстати, идею флешки, которая реагирует на звук, обнаружили в твиттере, потом уже списались с автором. Еще из новинок — флешки-человечки «Профессионал»; блокнот Real Hard Work (для представителей тяжелой промышленности — как в буквальном, так и в переносном смысле). Внутри — страницы, разлинованные всеми возможными способами (даже косая линейка в двух видах) и игры от морского боя до судоку. В этом году мы запустили вязальное производство, и теперь можем сами делать вязаные подарки с элементами фирменного стиля.
Мы постарались сделать более оперативной управленческую отчетность. Раньше только через несколько месяцев можно было получить полную картинку по доходности, по тому, какова реальная себестоимость вещи с учетом процентов по кредитам и многочисленных транзакций. Теперь у меня каждый месяц есть эти данные. И я чаще к этой отчетности обращаюсь. Еще мы внимательнее стали следить за операционными тратами. Подрезали свободу руководителям подразделений: уменьшили суммы, по которым они могут принимать решения без согласований.
От рисков, что какие-то отрасли просядут, и у нас не будет заказчиков, компания защищена. Мы всеядны, работаем со всеми. Когда одной отрасли плохо, кому-то обязательно хорошо — проседали банки, расцветал бизнес у коллекторов, так что всегда кто-нибудь да заказывает корпоративные подарки. Нас больше интересует общий объем экономики как таковой.
Лично меня больше беспокоит не экономическая ситуация за пределами страны, а то, что происходит внутри. Инвестиционный климат не способствует тому, чтобы можно было рассчитывать на рост. Бизнес-среда остается недоброжелательной по отношению к предпринимателям. И мы сейчас рассматриваем варианты заграничного развития: думаем о том, чтобы разрабатывать товары здесь, а производить и продавать - там.
Все материалы рубрики «Уроки кризисов. Советы предпринимателей».
зачетно !!!
Последняя фраза это просто прорыв!!!! Аплодирую!!!
Андрей! Как я понимаю открываем точки продаж по земному шару? Дилерам с историей давнего сотрудничества - особые условия!
А я только хотел спросить про продажи за рубежом! И про подрезание. Все таки не зря в Израиль съездили!
В Израиле уже арендовали точку, будем за свободно конвертируемые шекели потихоньку продавать для всех конфессий и профессий.