Как отличить подделку и избежать покупки некачественных сувениров?
Сталкивались ли вы с плагиатом идей в сувенирной отрасли?
Плагиат – это то, на чем, к сожалению, стоит практически вся отрасль. Оригинальных идей, особенно среди нижнего сегмента промосувениров, крайне мало. Любая интересная разработка в этой области моментально копируется китайскими фабриками, особенно учитывая, что стартовые затраты (mould charge) для промосувенира, как правило, невелики. У нас есть партнеры в Тайване, которые каждый год изобретают что-то оригинальное и интересное из пластика в самом сложном сегменте – до доллара. Вся (!) их продукция через три-четыре месяца появляется на десяти-пятнадцати стендах выставки в Гуанчжоу по цене в 2-2,5 раза ниже. Естественно, при таком развитии событий инвестировать в новые разработки весьма сложно.
Любую копию европейской авторучки вы легко можете найти у десятка-другого китайских производителей.
А идей "Проекта 111"?
Поскольку активно в этой области мы начали работать только в 2008 году, в России прямых прецедентов пока не было, есть только неподтвержденные факты. Но степень неуважения к интеллектуальной собственности и неспособность государства защищать авторские права наводит на мысль, что подобное весьма вероятно. Не все азиатские партнеры ведут себя корректно. Порой выставляют наши разработки на стендах, несмотря на наш прямой запрет.
Как вы защищаете свои оригинальные разработки?
Наиболее интересные идеи, безусловно, мы будем патентовать и защищать свои права в суде. Но поскольку эта процедура длительная , дорогостоящая и не дает 100% гарантии, основная наша задача – довести до сведения рынка реальное авторство той или иной идеи, а дальше профессионалы разберутся, где оригинал, а где копия.
Есть ли на нашем рынке еще компании, разрабатывающие/изготавляющие собственные сувениры?
Безусловно, таких компаний достаточно, в первую очередь это российские производители. Но все-таки большинство из них производит сувенирку по заказам своих клиентов, а не запускает модели для последующей продажи со своего склада.
Наиболее интересные решения – "Студия Артемия Лебедева", "Ниена", "Про-Образ".
Расскажите о своих оригинальных сувенирах. Пользуются ли они спросом или цены кусаются?
В своем осеннем каталоге мы представили креативную коллекцию новинок «Кузькина Мать». Коллекцию составили артикулы, созданные по оригинальным эскизам «Проекта 111». Наиболее яркие и интересные новинки – это антистресс «Кузькина Мать», пресс-папье «Спасибо!», набор USB-флеш-карт «Овощное Рагу»; USB-флеш-карта «Информационная бомба»; домашние тапочки-автомобили с подсветкой; коврик для мыши с подогревом, коллекция фруктовых зонтов и многое, многое другое.
Поскольку для нас данный проект является долгосрочным, то мы не стремимся окупить затраты на запуск и производство, заложив эти расходы в цену первой партии.
Поэтому цены получаются вполне рыночными и вовсе не кусаются. А спрос, конечно, в первую очередь зависит от того, насколько «вкусной» получилась сама идея.
Есть ли официальные цифры по объемам контрафакта? Откуда он берется?
В нашем бизнесе, как известно, нет даже хоть сколько-нибудь точных оценок оборота самой отрасли, что уж говорить об объемах контрафакта.
Поскольку идентифицировать правовой статус того или иного сувенира, как правило непросто, и в 90 % случаях артикул не имеет патентной защиты на территории России, то в юридическом смысле слова не все копии являются контрафактами.
Поэтому эта продукция попадает на рынок, купленная вполне добросовестными предпринимателями.
Есть ли какие-то уровни защиты? Паспорта, сертификаты? И являются ли они достаточными?
В сегменте промосувениров выпускать паспорт или сертификат на артикул стоимостью 100 рублей, продающийся без упаковки, как правило, бессмысленно с точки зрения экономики. Что касается, допустим, авторучек, то копируют саму модель, а значок Made In Germany, бренд Ritter или Stilo, как правило, не решаются копировать. Хотя бывают исключения .
Как отличить подделку и избежать покупки некачественных сувениров?
Первая рекомендация очень простая – если цена на один и тот же предмет у разных поставщиков отличается на 50% и более, то речь, скорее всего, идет не о жажде наживы конкретной компании, а об оригинале и копии. Хотя зачастую отличий невооруженным глазом обнаружить не удастся. Поскольку потребительские свойства и пригодность артикулов к использованию могут быть определены без специальной экспертизы, то покупателю достаточно здравого смысла. А ответственность продавца за поддержку компаний, ворующих интеллектуальную собственность – пока вопрос морали, а не экономики.
Материал подготовлен для СувенирСегмент.ру